В Спасо-Преображенском соборе впервые в истории Тверской епархии прошел концерт великопостных песнопений

7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери прошел первый концерт великопостных песнопений в исполнении хоровых коллективов Тверской епархии. 

Послушать духовную музыку собрались священнослужители Тверской епархии, верующие жители и гости города Твери. 

В концерте приняли участие приходские хоры храмов Твери и области: собора Вознесения Господня г. Твери, храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» г. Твери, храма в честь святителя Николая Чудотворца в Красной Слободе г. Твери, собора благоверного князя Александра Невского на Привокзальной площади г. Твери, собора в честь Преображения Господня г. Кимры, а также молодежный хор Тверской епархии и Архиерейский хор Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Твери. 

В программу концерта вошли произведения, исполняемые во время Великого поста, авторства диакона Сергия Трубачëва, архимандрита Матфея (Мормыля), митрополита Ионафана (Елецких), монахини Иулиании (Денисовой), Е.С. Азеева, А.Ф. Львова, Г.Ф. Львовского, Н.М. Данилина, А.А. Третьякова, А.Т. Гречанинова, А.Л. Веделя, П.Г. Чеснокова.

Жители и гости Твери с благодарностью и воодушевлением восприняли это событие.

По окончании концерта со словом к участникам и слушателям обратился митрополит Тверской и Кашинский Амвросий:

Когда мы слушали песнопения, наверно, у каждого возникали какие-то свои чувства. Когда объявляли тех или иных композиторов, у меня сразу появлялись воспоминания. Ведь с отцом Сергием Трубачëвым я был лично знаком, когда был студентом Московской духовной академии, и мы под его руководством даже учили какие-то песнопения в хоре Троицы-Сергиевой лавры и Московской духовной академии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). И между этими двумя глыбами нашего русского церковного пения подчас возникали музыкальные дискуссии. Отец Матфей был непреклонным, отец Сергий Трубачëв был более мягким, но подчас обижался. Но вот для того, чтобы по-настоящему передать музыку отца Сергия Трубачëва, нужно не просто спеть не очень уж и сложные в формальном смысле его произведения, нужно понять, что он хотел выразить, а еще нужно учитывать, что он почти всю свою жизнь руководил именно оркестром. И когда он создавал для хора произведения, то в его ушах звучал не хор, а оркестр. И поэтому хор должен был исполнять произведения духовной музыки так, как оркестр. 

Отец Сергий Трубачëв был сыном священномученика Зосимы Трубачëва, который был канонизирован Церковью как мученик XX века. И он знал, что такое судьба нашей Церкви в XX веке. Он был человеком удивительной и глубокой веры. Хотя почти вся его жизнь была отдана музыке, светскому поприщу, но по окончании своего земного пути он принял сан и смиренно служил в Троице-Сергиевой лавре. Я хорошо помню и день его погребения. Но больше всего мне запомнился случай, о котором я не раз рассказывал студентам духовных академий. И сегодня мне хотелось бы повторить эту историю. Мы учили его произведение на слова святого апостола Павла: «братие, сие да мудрствуется в вас». Это отрывок из Послания к Филиппийцам, который читается на Богородичные праздники. И вот отец Сергей написал музыкальное произведение на эти слова. Мы его учили два года. Не потому, что оно было сложным, хотя оно тоже было непростое, а потому, что ни отец Матфей, ни отец Сергий Трубачëв никак не могли добиться от нас такого звучания, чтобы можно было передать те слова, которые, будучи облечены в музыкальную оболочку, должны были получить особую силу и передаться от сердца к сердцу, от тех, кто исполняет это произведение, к другим людям, дабы они загорелись, чтобы они это слово восприняли как свое и чтобы они поняли, о чем это слово, и воодушевились этим словом. И вот у нас всё это не получалось. И у отца Матфея было такое правило: когда мы подчас учили что-то месяц-два и он понимал, что ничего не получается, он это произведение откладывал примерно на год, а через год вновь предлагал его нам для того, чтобы мы вернулись к нему. И вот тогда, в 1999 году, к двухтысячелетию Рождества Христова, мы осилили, наконец, это произведение, но не без помощи отца Сергия Трубачëва. Там есть такие слова: «Да о имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». И вот этот кусочек «Да о имени Иисусове» мы проходили по нескольку часов. Буквально на несколько слов, на два, на три слова могли потратить несколько часов. Потому что и отец Матфей, и отец Сергий добивались того, чтобы эти слова были произнесены из глубины души. И когда ни у отца Матфея, ни у отца Сергия ничего не получилось, отец Сергий опустил руки, сел у фисгармонии. Он был расстроен, и мы тоже расстроены, потому что у нас ничего не получалось и мы не понимали, чего он от нас хочет. Тогда он произнес удивительные обличительные слова. При этом он был еще тогда мирянином, Сергеем Зосимовичем, а многие из нас были уже священнослужителями, монахами, иеромонахами и игуменами. И он сказал нам такие слова: «Братья, неужели вам неизвестно сладчайшее имя Иисусово? Неужели вы не знаете, что такое Иисусова молитва?» Мы были буквально ошеломлены, просто до слез. И мы, наконец, поняли, чего он от нас хочет. И мы постарались, не имея, конечно, должного молитвенного опыта умного делания, выразить то, что он обозначил. Когда учатся и проходятся во время спевок те песнопения, которые потом звучат в храмах, конечно же, нужно и регенту, и коллективу выкладываться, отдавать самих себя, всю жизнь свою Христу Богу; отдавать для того, чтобы получить от Него особое вдохновение передать слово другим людям.

И вот сегодня мы находились и не на богослужении, но одновременно и не совсем на концерте. Отец Матфей говорил о том, что, когда вы слушаете духовную музыку в храме на концерте либо в концертном зале либо включаете магнитофоны и слушаете известные хоры, это не фон и не развлечение. Это молитвенное пространство, условие для богомыслия, для молитвы, для погружения в свой внутренний мир. И мы наверняка сегодня выйдем из этого собора с особым послевкусием, со своим особым внутренним миром, наполненным прежде всего словами молитв, которые звучали здесь, словами, которые были созданы святыми людьми. Музыка имеет очень сильное действие. Музыкой можно, как и словом, оживить и убить, разрушить, но и вновь создать. Духовная музыка созидает в нас внутреннего человека и привносит в наше сердце то Царство Небесное, о котором Христос сказал, что оно внутри вас есть.

Благодарю сердечно всех наших певчих, музыкантов, людей, которые свои дары, таланты посвящают прославлению имени Божия на земле. И нет ничего больше и благороднее, чем отдавать Богу то, что Он дал нам когда-то, — голос, слух, талант. Приносить Ему в жертву, в жертву вечернюю, все те дары, которые Он нам подарил в нашей жизни.

Мне хотелось бы сегодня на память о нашем первом великопостном концерте вручить дипломы участников руководителям наших музыкальных коллективов и пожелать, чтобы они умножались. Как замечательно, что все-таки новое поколение уже подросло, подрастает, и пусть в наши церковные хоры приходят юноши, девушки, дети, ведь, когда люди исполняют церковные произведения, они сами незаметно в себе меняются. И, меняясь сами, тоже незаметно, но меняют мир вокруг себя.

Владыка вручил каждому коллективу диплом участника первого великопостного тверского концерта.

После общего фотографирования хоровые коллективы под управлением митрополита Тверского и Кашинского Амвросия исполнили кондак Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе».

***

Великопостные концерты — уникальное явление русской музыкальной культуры. Идея посвятить вечера Великого поста знакомству с духовной музыкой зародилась в 1764 году в Санкт-Петербурге. Высочайшими указами в великопостное время запрещались светские развлечения, балы и маскарады, императорские театры закрывались, а центр светской музыкальной жизни переносился в концертные залы. С 1839 года зал Дворянского собрания, а с середины XIX века — зал Императорской придворной певческой капеллы собирают на просветительские великопостные концерты публику великосветского Петербурга. Алексей Фёдорович Львов, директор капеллы и учредитель концертного общества, положил начало регулярным Великопостным сезонам. Концертные афиши представляли образцы «высокого искусства» из мировой сокровищницы инструментальной, симфонической и хоровой музыки. Особый расцвет великопостные концерты получили на рубеже XIX–XX веков. Лучшие хоры России принимали участие в Великопостных певческих собраниях в разных городах Российской империи. Многие премьеры духовных сочинений великих русских композиторов состоялись в рамках Великопостных сезонов. В 1917 году традиция великопостных концертов была прервана.

Пресс-служба Тверской епархии