Тезисы выступления О.Н. Овчинникова на Съезде регентов Православной Церкви Казахстана

27-28 мая 2023 года в духовно-культурном центре имени равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялся Съезд регентов Казахстанского Митрополичьего округа.

Пленарное заседание открылось в большом актовом зале духовно-культурного центра. Епископ Клавдиан огласил приветствие митрополита Александра делегатам и организаторам форума.

С докладом выступил Заслуженный деятель искусств России, регент хора Казахстанского Митрополичьего округа Овчинников О.Н.: «Верность традициям церковного пения на современном этапе. Вопросы формирования богослужебного репертуара».

Тезисы выступления регента хора Казахстанского Митрополичьего округа,

Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова

на Съезде регентов Православной Церкви Казахстана

 

Ваше Высокопреосвященство!

Всечестные отцы, братья и сестры!

 

Мне, как регенту хора Казахстанского Митрополичьего округа, приходится немало общаться со своими коллегами из разных епархий и регионов канонического пространства Русской Православной Церкви. Могу сказать, что среди большинства священнослужителей, регентов, певчих и активных прихожан за последнее время серьезно возрос интерес к возрождению певческого искусства, к грамотному исполнению произведений с точки зрения музыкальной науки и богослужебной традиции. В связи с этим возникает немало важных вопросов, касающихся как содержания репертуара, так и особенностей и деталей исполнения музыкальных произведений.

Среди общих тем, связанных с богослужебным пением, на мой взгляд, необходимо отметить следующие:

- отсутствие критериев, по которым складывается клиросный репертуар;

- сложившаяся столетиями репертуарная эклектика, то есть употребление за одним богослужением произведений разных эпох, стилей, распевов, композиторов;

- недостаток квалифицированных кадров.

Сегодня подробнее хотелось бы остановиться на вопросах репертуара. Казалось, все просто. Можно выбрать песнопения строго в одном стиле и исполнить. Но произведения, кроме стиля должны отвечать главному критерию – церковности, быть укоренены в богослужебной традиции. Пение за службой не имеет право превращаться в утонченное эмоциональное, душевное развлечение. Эстетическая сторона, несомненно, важна, но она не должна заслонять внутреннюю – духовную.

Известный богослов и музыковед прошлого века Лев Николаевич Парийский рассуждал: «Хор — не бездушный орган. Каждый певец — активный участник богослужения. Поднимаясь на клирос, певец должен сознавать, что он пришел служить Богу своим голосом. Серьезность задачи должна предостеречь хор от увлечения музыкальными эффектами, которые почти всегда затемняют, а иногда даже вовсе искажают значение текста».

   Сегодня мы наблюдаем большое разнообразие в жанрах церковного певческого искусства – наряду с произведениями известных российских композиторов, которые со времен Синодальной эпохи прочно вошли в богослужебную жизнь нашей Церкви, можно услышать византийские или знаменные песнопения, грузинские или даже арабские напевы, встречаются и сочинения современников. С одной стороны, такое богатство мелодий и распевов дает большую свободу для творчества хоровых коллективов, для раскрытия потенциала регентов и певчих, а с другой – при неправильном употреблении – может превратить богослужение в набор концертных номеров или своей необычностью, а порой и экзотичностью, смутить умы и сердца прихожан, воспитанных на определенных, устоявшихся традициях. Представьте, обычный приходской храм, утреню Великой Субботы, пение тропарей «Благообразный Иосиф…». И, вместо привычного «Болгарского распева» зазвучит что-то иное, пусть даже весьма приятное на слух. Это же касается ирмосов «Помощник и Покровитель» или «Волною морскою», стихир Святой Пасхи и многих текстов Триоди и великих праздников. Какова будет реакция подавляющего большинства прихожан? Скорее всего, негативной. Существуют такие произведения, распевы и мелодии, которые стали органичной, неотъемлемой частью литургической традиции Русского Православия. Недопустим, на мой взгляд, отказ от Осмогласия в существующих и привычных для нас формах, сложившихся в XIX столетии в Санкт-Петербурге и Москве. Традиционность, оценивающаяся как тривиальность в мирской музыке, в богослужебной, напротив, становится необходимым качеством.

Выдающийся мыслитель и философ В. Н. Лосский говорил: «Музыка, возможно, более, чем другие виды искусства, порождает одну трудность в том смысле, что она в значительной степени подвержена вкусам». Руководителям хоровых коллективов и исполнителям необходимо развивать вкус к подлинно церковному пению, любовь к традиции, деликатность и чуткость в отношении богатого музыкального наследия нашей Церкви. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл: «То, что к нам пришло из истории, ломать не надо». Существует та область в церковном пении, где все уже завершено, закончено, где не нужен больше талант композитора, а требуется лишь мастерство регента. И основная задача специалиста, на мой взгляд, это почувствовать и понять.

В одном ряду с проблемами формирования репертуара, перед регентом всегда стоит вопрос, как правильно должно звучать то или иное песнопение, сможет ли коллектив в данном составе грамотно исполнить произведение, каковы должны быть нюансы – темп, громкость, тесситура. Самая распространенная ошибка, на мой взгляд, это несоответствие произведения характеристикам и качествам коллектива. И речь идет не всегда об отсутствии профессионализма. К примеру, хор состоит из 8-ми человек с музыкальным образованием, с хорошими вокальными данными, и, вдруг, регент решает исполнить произведения Д. Бортнянского, А. Веделя или С. Рахманинова, фактура которых рассчитана на большой хор из более чем 20 человек. В результате, как показывает практика, получится куцее, суетливое и крикливое пение, далекое от церковного благочестия. Совсем недавно в интернете в социальных сетях распространилась видеозапись исполнения великопостных тропарей «Покаяния отверзи ми двери» в авторстве композитора В. Веделя. Проблема в том, что это знаменитое произведение, рассчитанное на достаточно многочисленный коллектив, исполнял всего лишь квартет. Как Вы догадываетесь, звучание было более чем специфическим.

Итак, прежде чем предложить песнопение для разучивания и внедрения в репертуар, регенту необходимо иметь четкое представление для какого коллектива писал автор, какие особенности исполнения предполагались в первичной редакции, важно здраво и объективно рассчитывать силы своего хора, избегать неоправданных амбиций. Численность и профессиональная подготовка конкретного хора непременно должна учитываться при выборе произведений. Лучше спеть качественно, стройно и слаженно нечто простое, «обиходное», чем неприятно удивить молящихся своими музыкальными экспериментами.

Еще одной актуальной проблемой является музыкальная пестрота, эклектичность пения за Литургиями и всенощными бдениями из-за отсутствия единства гармонической тональности и смешения жанров. За одним богослужением, порой, можно услышать и композиторские произведения в классическом стиле с элементами барокко или сентиментализма, и, унисонное «Единородный Сыне», и Херувимскую монастырского распева, и «византийский» задостойник. Несомненно, такое сомнительное разнообразие не способствует созданию молитвенного настроения. Но при этом, мелодическое единство не должно выстраиваться за счет сужения, обеднения репертуара. В Литургии и всенощном бдении могут присутствовать самые разные произведения, но главное, смысловое, музыкальное, тональное единство.

Уже цитированный сегодня Л.Н. Парийский отмечал, что невозможно «дать список одобренных к богослужебному употреблению духовно-музыкальных произведений. Эта просьба не могла быть выполнена уже, прежде всего, потому, что духовно-музыкальных произведений существует бесконечное количество и составлять списки рекомендуемых к исполнению духовно-музыкальных произведений практически бесполезно». Но каждый регент может и должен составить для своего хора библиотеку. А как подобрать эти сочинения?  Тут надо учитывать и уровень профессиональности певчих, и архитектурные особенности храма, и его интерьер, и историю прихода, и настроения молящихся. Нам, регентам, необходимо оттачивать не только свое мастерство, но и развивать, отшлифовывать вкус вдумчивым и аккуратным знакомством с произведениями духовной музыки разных стилей, эпох и жанров. Мы с вами должны понимать светское хоровое и оперное искусство, византийское и русское пение, отечественных и западноевропейских классиков.

В качестве небольшого примера подбора репертуара хотел бы предложить один из возможных вариантов для исполнения воскресной Литургии в обычный, непостовой период.

Мое предложение рассчитано на небольшой приходской хор:

1. Мирная ектения – композитора Николая Озерова;

2. Антифоны («Благослови, душе моя, Господа», «Хвали, душе моя, Господа») – архимандрита Матфея (Мормыля);

3. «Единородный сыне» – Юрия Костюка;

4. «Во Царствии» – Александра Архангельского;

5. Трисвятое – Добре Христова или Дмитрия Сычева;

6. Аллилуарий - Александра Архангельского;

7. Сугубая ектения – протоиерея Михаила Гривского или Александра Машкова;

8. Херувимская песнь – Джузеппе Сарти, Александра Алябьева или Дмитрия Бортнянского (№6).

10. «Милость мира» – Александра Никольского или Михаила Виноградова;

11. «Достойно есть» – Александра Архангельского (№ 1, фа мажор и № 3 соль мажор);

12. По запричастном стихе – «Предстательство христиан» или «Молитву пролию» Николая Бутомо.

Это пример того, как при традиционной для нашего пения эклектике соблюсти относительное стилистическое единообразие и гармоничность.

Необходимо быть осторожными в предпочтениях к распевам или композиторскому творчеству, называя что-то каноническим, истинно духовным, а что-то объявляя нецерковным. Нельзя ставить вопрос так, что этого композитора можно петь, а такого-то нет. Надо рассматривать каждое произведение независимо от имени автора, а отдельно. Имя гения не должно заслонять содержание. Даже у самых известных церковных композиторов можно назвать произведения откровенно слабые в богослужебном отношении, а у малоизвестных сочинителей порой встречаются настоящие произведения искусства.

Отдельный вопрос церковного пения – это синергия алтаря и хора, сотрудничество священнослужителей и певческого коллектива во главе с регентом для создания единого богослужебно-музыкального пространства в храме. Речь идет о согласованности темпа, ритма служб, тональностей возгласов и пения, громкости звучания. Каждому священнику и регенту известно обычное богослужебное неудобство: хор петь уже закончил, а молитва еще не дочитана. Или наоборот: священник уже прочитал положенные молитвы, а хор всё ещё продолжает пение. Естественно, что композиторы прошлого ориентировались на привычные им темпы богослужения, а иногда пренебрегали ими. Отчасти эта проблема преодолима подбором музыки композиторов-священнослужителей, органично ощущающих соразмерность текста молитв и сопровождающего его пения хора: митрополита Илариона (Алфеева), митрополита Ионафана (Елецких), архимандрита Матфея (Мормыля), диакона Сергия Трубачёва. Конечно, это требует и от самого регента понимания структуры богослужения. Необходимо, чтобы духовенство и певчие, совершающие служение на одном приходе, регулярно встречались для обсуждения отдельных моментов богослужения. Особенно это касается подготовки к двунадесятым праздникам и периоду пения Постной Триоди.

Бывает такое, что регент и коллектив желают импровизировать в выборе песнопений, исполнять духовную музыку непривычного звучания, петь сочинения современных композиторов, а духовенство и прихожане хотят слышать привычные им напевы и мелодии. Хор не отделен от приходской, литургической жизни и конфликты на почве духовной музыки недопустимы. Богослужебное пение должно объединять прихожан, клирос и духовенство, а не служить источником раздоров. Выходом может стать исполнение таких необычных произведений вне богослужений – в концертном варианте. Это позволит певческому коллективу реализовать свои устремления и познакомит людей разной степени воцерковленности с многообразием духовной музыки.

В заключение позвольте пожелать всем нам плодотворной работы, благословенных успехов и творческого вдохновения! Благодарю за внимание!